Не в ногу со временем

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Статьи                                                                                                                                                                                                                                                                                                    (1993—2005 гг.)

 

* * *

   Мутной волной нахлынуло на славянские земли упадническое христианство современного Запада. Целая армия проповедников всех мастей, от расчетливо-деловитых до ярко экзальтированных, при активном содействии доморощенных протестантских общин проводит беспрецедентную по своим масштабам так называемую евангелизацию бывшего советского народа. После семидесятилетнего господства оголтелого государственного атеизма искалеченное сознание нескольких поколений людей, насильственно-оторванных от религиозной и культурной традиции своего отечества, далеко не всегда способно правильно ориентироваться среди ныне неведомого ему великого нашествия иноплеменников. В результате этого многие доверчивые и далеко не худшие люди оказались приобщенными к чужой религии и культуре. Можно, конечно, признать за ними право свободного выбора. Но прискорбно то, что вся эта история очень напоминает лукавую политику колонизации, которую Запад всегда проводил по отношению к так называемым слаборазвитым народам. Достаточно вспомнить темнокожих туземцев, по наивности своей отдававших настоящие драгоценности в обмен на стеклянные побрякушки, щедро предлагаемые им бледнолицыми пришельцами. Разве наши соотечественники, отвергающие свое национальное духовное сокровище в обмен на чужое и порою весьма сомнительное, не напоминают доверчивых туземцев, склонивших шею под чужое ярмо?

    И все же не следует спешить с осуждением этих людей. Причины, побудившие сделать такой шаг, могут быть достаточно серьезными. Прежде всего это полное неведение сакрального православия, а поверхностное стереотипное его восприятие, зачастую заложенное в сознание еще советской антицерковной пропагандой. Нельзя не признать, что и сама православная церковь, духовно ослабевшая в силу целого ряда исторических причин, не смогла должным образом противостоять религиозной экспансии Запада и, к сожалению, оказалась неподготовленной стать ковчегом спасения для весьма значительного числа людей, нашедших себе пристанище не под ее сводами. Определенную ответственность за случившееся перед Богом и отечеством несет та часть православного духовенства, которую принято у нас называть теплохладной. Именно она в своем нерадении стала огромным соблазном для неутвержденных в вере душ, жаждущих религиозного утешения. В результате, уделом одних стало полное разочарование не только в православии, но и в самом христианстве, а других заставило искать утешение в инославии, прежде всего среди пестрых лабиринтов современного протестантизма, популизм и напористость которого с широко рекламируемой заботой и любовью к ближнему могут быть весьма привлекательными для неискушенных сердец. Не лишним будет напомнить и о «мудрецах» века сего, которые под прикрытием богоискательства умеют везде найти себе местечко, не только импонирующее их душевным запросам, но и приносящее определенные материальные выгоды. Таковые были и есть везде, но на Западе делают все, чтобы их было еще больше, превращая учение Христа в привлекательное развлечение и этим стирая грань между верой и массовой культурой. Во всем этом сказывается психология общества потребителей, и как бы ни поносили апологеты протестантизма ортодоксальное православие, обвиняя его в отступлении «от евангельского Иисуса», ныне протестантский модернизм уже сам опустился до эстрадно-рыночного лжехристианства и идет в ногу с падшим миром широкой дорогой в никуда. Складывающаяся из всего этого зловещая картина будущего не может не беспокоить прежде всего русских людей, сохранивших историческую память, и особенно тех, кто связан душой и сердцем с верой своих отцов и великой культурой своего отечества.

    Но похоже на то, что западные миссионеры, как и их единоверцы из россиян, не намерены с этим считаться. А зря. Национальный и духовный иммунитет народа уже сейчас дает о себе знать. И в будущем сопротивление чужому и антирусскому может расти на всех государственных уровнях. Следует помнить, что именно православие на протяжении тысячи лет формировало русский дух и питало творческий гений народа. И полное неуважение протестантами православной традиции с ее богословием, иконопочитанием и многими святынями по сути своей может вполне рассматриваться как враждебность по отношению к русской культуре. Поэтому новым крестителям Руси стоит серьезно задуматься над опасными последствиями своей религиозной экспансии.

    Многие русские люди уже достаточно хорошо начинают осознавать, что, став протестантской, Русь перестанет быть Русью. И это оставляет за ней право принять соответствующие меры.

 

* * *

   Растет, стремительно растет огромная гора достижений нашей цивилизации. Все более она поглощает собою род человеческий и отгораживает его от Создателя. Какие Эвересты и Монбланы подобны этой горе? Не хватит жизни человеческой, чтобы только перечислить названия всего изобретенного и пущенного на поток пытливым и ненасытным разумом изобретателей и производителей. Космические корабли, самолеты, автомобили, захватывающая дух аудио-, видео-техника. А оружие? Какое оружие, чего только нет для современного рыцарства, способного поражать врага в любой точке земного шара! И все во имя человека, все для блага человека. Ведь видимая задача нашей цивилизации — облегчить горькую участь человека на земле, вернуть ему утраченный рай. И разве не умиляется сердце труждающегося и обремененного при виде своей уютной квартирки, напичканной всеми чудесами современного комфорта, начиная от компьютера, телевизора, кухонного комбайна и кончая сверкающим унитазом? Разве не возрастает даже у обычного обывателя чувство своей значимости за рулем личного автомобиля, мотоцикла или быстроходного катера? Но какова подлинная цена этих так называемых благ цивилизации? Становится все более очевидным, что человечество, вечно рвущееся к призрачной свободе, вступило в эру диктатуры высоких технологий. Сложилась ситуация, при которой мы становимся рабами тех вещей, при помощи которых пытаемся стать свободными. И более того, все эти так называемые предметы необходимости постепенно превращают человечество во всемирное общество инвалидов, а сами предметы уже вполне можно рассматривать как инвалидный инвентарь, без которого современный человек жалок и беспомощен. Самое страшное во всем этом — ускорение и необратимость данного процесса, который стремительно приближается к своему логическому завершению. Широкая дорога превратно понимаемой нами свободы уже привела в царство рабства. Но строительство рая на Земле по-прежнему продолжается, и поэтому ад еще впереди.

    Ну, а пока растет, стремительно растет гора хлама, называемого нашей цивилизацией. Вот во что превратился запретный плод знания, от которого вкусили библейские Адам и Ева. Поразительно, чего же не хватало в раю нашим счастливым прародителям? Наверное, того, чего не хватает всем нам. Доверия Богу. В результате они потеряли рай, а мы, их потомки, в подавляющем большинстве своем отвергли единственный путь возвращения в него, указанный человечеству самим Иисусом Христом. Отвергли животворящий дух истинного освобождения, даруемый нам Спасителем, и приняли смертоносный яд материального закабаления, предложенный змием-искусителем. Наше недоверие Богу уже давно переросло в открытую войну с Ним. И можно смело утверждать, что современная цивилизация есть результат нашего многовекового богоборчества.

 

* * *

   Очень странное у нас понимание любви к природе. Оно настолько абсурдно, что даже не знаешь: то ли плакать, то ли смеяться. Например, страстным любителям охоты наше общество уже давно отвело почетное место среди природолюбов. А что оставалось делать, когда такие замечательные певцы природы, как Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, М.М. Пришвин и многие другие были охотниками. Да еще какими! Пока дух из кого-нибудь не вышибали, за перо взяться не могли. А как же иначе: вокруг серость, скука, горе народное. Где же было черпать вдохновение возвышенным душам? И сейчас, в новые времена, сколько солидных мужей, согнувшихся под бременем государственной службы, только и выпрямляются на охоте. Срежут на лету птицу, уложат зайчишку быстроногого, а то, глядишь, и кабанчика завалят. Вот и мир преобразился: ни серости вокруг, ни скуки. Отнял жизнь чужую, своя веселее стала. После такого отдыха и сил побольше становится, и в будущее смелее смотришь. Эта удивительная и очень странная любовь к природе требует и охраны ее, чтобы не перевелись на земле братья наши меньшие, и, убивая их, могли еще порадоваться дети и внуки наши. Ведь не угасает охотничья страсть, крепко она засела в сознании людей. Не выбить ее оттуда, да и выбивать, похоже, некому. Даже церковники, постоянно осуждающие страсти как гибельные оковы души, об этой молчат, и всегда молчали. Еще бы, ведь на протяжении всей человеческой истории охотничьей страстью наиболее одержимы были сильные мира сего. Для царей, князей и их челяди массовое избиение живых существ было основной забавой. Осудить подобные действия власть предержащих церковники не только не решались, но в своей основной массе сами никогда не дорастали до осознания безнравственности совершаемого. Более того, среди самих служителей церкви, прежде всего протестантских, не переводятся «лесные благовестники», очень своеобразно вещающие Евангелие всей твари поднебесной. Представьте себе такого «апостола любви и милосердия», с жадно раздувающимися ноздрями, крадущегося с ружьем к своей жертве. И после удачного выстрела радостно бегущего к окровавленному, умирающему существу, которое тоже так хотело жить. Вот вам и волчьи повадки у «божьей овечки». Попробуйте такого «христианина» обличить в злодеянии. Он за словом в карман не полезет, а если и полезет, то вытащит из него обязательно Библию и, не ведая ее животворящего духа, будет защищаться на основании вырванной из контекста смертоносной буквы. Уж чему-чему, а этому у нас многие научились. И если быть честным до конца, к великому стыду нашему, мы, христиане, как никто, виновны в той неоправданной жестокости, которую столь часто проявляет человеческое общество по отношению к братьям своим меньшим. Разве мы по-настоящему возвысили свой голос в защиту тех, кого на протяжении многих веков истребляли сотнями тысяч потехи ради. К тому же и самые отъявленные застрельщики этих потех тоже считали себя христианами. Ходили в храмы, исповедовались, причащались, слушали проповеди и при этом не ведали, что творили. И хотя в наше время ружейной пальбы поубавилось и страсть истребления всего живого пытаются обуздать законами и разного рода воззваниями, нравственная заслуга в этом принадлежит, к сожалению, не церкви, а определенным мирским организациям и даже отдельным самоотверженным личностям.

    Конечно, последствия охотничьего разгула ужасающие. Сотни видов животных и птиц, украшавших нашу Землю и саму жизнь, безвозвратно погибли. Братья наши меньшие стали жертвами своих душевно больных братьев больших. И пусть это обидно слышать, но нужно называть вещи своими именами.

    Ведь суть страсти охотника-любителя1 заключается не в алчущем мяса желудке, а, прежде всего в удовлетворении темных сторон своей души, жаждущей насилия как романтического приключения, несущего наслаждение.

    Разве нам не приходится иногда слышать о нынешних богачах, зараженных этой страстью, готовых платить баснословные деньги за право выстрела в редкое животное, например, зубра? Когда охотник мечтает осчастливить себя на всю жизнь встречею с лесным красавцем. С волнением и особым восторгом он будет целиться в эту неповторимую красоту и, расстреляв ее, всю оставшуюся жизнь свою с гордостью вспоминать счастливые минуты.

    И разве это не болезнь души?

 

* * *

   Дорогу к звездам, которую ныне прокладывает космонавтика, мы гордо называем торжеством человеческого разума. Но если это так, то где же торжество совести, ведь первое невозможно без второго. Разумно только то, что нравственно. Штурмуя космос, мы совершаем преступление против природы, а значит, против самой жизни. К тому же эта величайшая из человеческих авантюр требует огромных материальных и умственных затрат. Сколько миллиардов денег сгорает в соплах космических ракет, и это в то время, когда на Земле бедствуют и умирают от голода сотни миллионов людей. А какой огромный и многообразный интеллектуальный потенциал человечества задействован для реализации сложнейших космических программ. Не следует сомневаться, что среди этой внушительной армии космических пахарей немало и таких, которые готовы воплотить красивую, как песня, мечту о цветущих яблонях на Марсе. Ведь еще на заре космонавтики об этом пели взрослые и дети и, конечно, не думали о том, что, прежде чем на далеком и суровом Марсе зацветут сады, на близкой и родной Земле они могут навсегда засохнуть. Сегодня уже многие это понимают, и, хотя на смену вдохновенным лирикам науки с их радужными космическими фантазиями все чаще приходят натуры более холодные и расчетливые, ситуация продолжает складываться далеко не лучшим образом.

    Интерес к Марсу по-прежнему велик, но не настолько к таинственной красноватой планете, насколько к зловещему древне-римскому богу войны, именем которого она названа.

    Неувядаемая идея военного могущества, которой одержимы самые влиятельные силы общества, требует своих жертв. И, как результат этого, почти все достижения науки и техники рано или поздно возлагаются на кровавый алтарь бога войны — Марса. И пока окрыленные успехами космические мечтатели вполне серьезно готовятся к покорению иных миров, зловещий Марс насмешливо взирает на давно покоренную им Землю. Страшный бог войны торжествует, веря в силу своих земных жрецов, воссевших на престолах власти и в храмах науки. Марс хорошо помнит далекую юность человечества с тяжелыми дубинами и хрустом разбиваемых ими черепов. Помнит грозные римские легионы, сокрушающие мечами и копьями непокорные народы. Помнит клубы порохового дыма, закрывающие солнце над Аустерлицем и Ватерлоо. Но разве те приносимые ему кровавые жертвы прошлого и даже настоящего могут быть сравнимы с новыми, которые сулит ему великое будущее? Когда одна единственная ракета сможет превратить в кладбище целое государство.

    Марс1 улыбается, он ждет. Там, где безумствует человечество, торжествует он, страшный бог войны.

 

* * *

   Христиан снова и снова пытаются ставить к позорному столбу истории, обвиняя в самых тяжких преступлениях против человечества. Но при чем тут христиане? Ведь на протяжении всей своей истории истинные последователи Христа постоянно сами становились жертвами религиозных фанатиков и проходимцев, выступавших от католицизма, православия и протестантизма и в сущности своей ничего не имевших общего с Евангельским христианством. Разве люди, живущие по учению Христа, могли с мечом и огнем вести разрушительные войны, беспощадно уничтожать древнейшие культуры, сжигать и истязать инакомыслящих, оставляя после себя реки крови и горы пепла? Обвинять в этих злодеяниях христиан — значит не знать христианства. На Земле сотни миллионов католиков, православных и протестантов. Но кто из них истинные христиане? Только те, кто согласно евангельскому учению следуют за Христом дорогой вселенской любви и личного самопожертвования. Они всегда в меньшинстве и никогда не бывают палачами, но только жертвами. По слову Господа, это и есть то малое стадо, которое на Земле является Святой Церковью Христа. Страдающая, гонимая и вечно истекающая кровью, она первая принимает удары легионов лжехристиан, присвоивших себе право говорить и действовать от имени Бога.

    Поэтому место у позорного столба истории по праву принадлежит лжехристианству, совершившему и еще продолжающему совершать тягчайшие преступления против Святой Церкви Христа и всего человечества.

 

* * *

   Как же случилось, что русский народ, сотни лет считавший себя народом-богоносцем, после большевистского переворота 1917 года в большинстве своем поверил новой власти и, предав Бога, стал народом богоборцем. В лице кровавого вождя Ленина лысый улыбающийся Варавва1 вновь закрыл собою образ скорбящего Христа, и миллионы советских граждан во главе с коммунистической партией 70 лет распинали Его своими беззакониями.

    Именно партия, основанная Лениным и гордо величавшая себя «умом, честью и совестью нашей эпохи», вела жесточайшую борьбу с умом, честью и совестью обманутых и закабаленных ею народов. В таких условиях физически и духовно уничтожались самые лучшие люди огромной страны. Оставалось только удивляться, как и с какими силами правящая партия ополоумевших безбожников надеялась построить светлое будущее всего человечества. Поэтому судьба «великой» коммунистической стройки была предрешена.

    Советский Союз рухнул в одночасье. Рухнул бесславно под бременем саморазрушительной лжи и самых отвратительных преступлений, главным из которых было беспримерное в истории человечества откровенное богоборчество. Красной империи больше нет, но зловещая тень ее все еще нависает над нами. Мы продолжаем жить среди далеко не призрачных останков не минувшего прошлого. Кровавый гений революции, увековеченный в камне и бронзе, по-прежнему украшает города и поселки Беларуси. Бегут годы. Весны сменяют зимы, и над задымленными улицами, носящими имена товарищей Ленина, Свердлова, Дзержинского, Урицкого и многих других товарищей, поднимаются из руин златоглавые христианские святыни. Вот оно, чудо белоруской толерантности! В свете пасхи Христовой не меркнет пламя октябрьской революции. Похоже, что исторический компромисс волков и овец впервые найден в нашей стране. Но только ли в нашей? В соседней России звон колоколов вещает всему миру о торжестве православия, а на Красной площади Москвы, в самом сердце так называемого третьего Рима, чадит мавзолей одного из величайших безбожников всех времен и народов. Страна, пережившая трагедию коммунистического эксперимента, разрушившего генофонд ее народа, никак не может расстаться с нетленными мощами своего прежнего божества. Это является важнейшим показателем бездуховности правящей элиты России, не осознающей грозных последствий подобного нераскаяния.

    Глядя на это, остается только грустно признать, что у каждого народа есть свой Чернобыль. И пусть в Белоруссии и России осталось в прошлом великое поругание религиозных и исторических святынь, нынешним восстановлением их дорогу к Храму мы так и не проложили. Дорога к Храму начинается с покаяния. Но духовное состояние наших народов ярко свидетельствует о том, что никакие разоблачения преступлений коммунистического режима не привели к осознанию всеобщей виновности перед Богом и человечеством.

    Дремучая совесть постсоветского общества осталась непробужденной. Покаяния не свершилось. И теперь о какой духовности можно говорить, если не положено основание для ее возрождения?

    Страшно наше прошлое, но разве лучше наше бессовестное настоящее? И в недалеком будущем, когда над нами снова разразится… Не будем спрашивать: «За что?»

 

* * *

   Громко называем свое земное отечество Святой Русью, домом Пресвятой Богородицы, подножием Престола Божия. Величаем себя православными, что значит правильно славящими Бога. Но давайте вглядимся в прошлое наше. Окинем взором настоящее и положив руку на сердце спросим себя, не в мечтах ли радужных пребываем? Еще недавно всей страной тешили себя счастливым коммунистическим будущим, а ныне уже утешаемся «великим и святым» прошлым. Вечно заносит нас на виражах истории из одной крайности в другую. Да, широк русский человек! Только широта его бесформенная и поэтому непостоянная. Отсюда и многие бедствия наши. Можно важно разглагольствовать о достоинствах правой веры. Но ведь скромна и сокрыта от очей многих Русь Святая. Зато широка и обозрима для всех Русь пьяная, Русь воровская. Можно бить во все колокола, превознося свое отечество как дом Божией Матери. Но подобно это будет погребальному звону среди царства самой грязной матерной ругани, в которой пребывает наш «просвещенный народ». Вот она, ныне летящая под откос Русь-тройка! Пьянство, воровство и матерная ругань — ее взбесившиеся кони. И кто остановит их?!

    Видно, тяжко согрешили возгордившиеся предки наши, объявив свою землю подножием Престола Божия, а себя — народом-богоносцем. Забыли, что наказание гордому — падение его. От того наша русская земля и стала подножием престола, но не Божьего, а сатанинского. Разве большевистская Россия, восставшая против Творца, пролившая реки крови и напоившая ядом своей пропаганды все народы, не стала царством сатаны? Или опять будем трусливо кричать: «Это не мы, это евреи!» Даже если и они, то это наш позор, что такое стало возможным в огромном православном государстве. И мы ныне вновь возгордились, так ничему и не научившись у истории. Кому мы, православные, доказали преимущества нашей веры, которой непрестанно кичимся перед всем миром? Народ, исповедующий тысячу лет лучшую веру, должен был стать лучшим народом на земле. Самым верным Богу, самым добрым, честным и трезвым. Наше прошлое и наше настоящее свидетельствует об обратном. Значит, одно из двух: или вера наша плохая, или мы в своем подавляющем большинстве всегда были и остаемся до сих пор не православными. Пожалуй, верным является второе.

    Будет несправедливым, подвергнув такому обличению «православную Россию», обойти молчанием инославный мир. Например, современный Запад, с его единой религией денег, облаченный в демагогию прав человека, но традиционно считаемый христианским. Ведь еще продолжает как-то заявлять о себе католицизм, по-старчески ослабевший, но не совсем утративший некоторой величавости. Довольно громко покрикивает о спасении душ деловой и сытый протестантизм, весьма не плохо «спасающийся» в условиях рыночной экономики и глубоко верующий в то, что следовать за Евангельским Иисусом надежней всего с тугим кошельком. Все уверенней себя чувствует в современных церквях сексуальное меньшинство, с оптимизмом ожидая, когда оно станет сексуальным большинством. Глядя на эту мрачную картину деградации духа, мы, православные, можем себя утешать: «Уж чего-чего, а до этого мы еще не докатились». И действительно, пока еще не докатились, но не следует забывать, как на протяжении всей истории наших связей с Западом мы постоянно заражались худшими из его болезней. Сложившаяся из всего этого современная религиозная ситуация в очередной раз убедительно доказывает, что настоящее христианство в своем сакральном смысле во все времена было и остается уделом немногих подвижников, очень мало имеющих общего с тем массовым явлением, которое принято называть религией. Именно оно, это массовое явление с громким названием «мировое христианство», за свою долгую многовековую историю фактически почти исчерпало себя как религия. И не удивительно, что из сути данной религии, с ее гордым противопоставлением человека природе, и родилась самоубийственная западная цивилизация. Это явилось результатом полного непослушания не только духу Евангелия, но даже его букве. Здесь весьма примечательна главенствующая роль протестантизма, до сих пор пытающегося убедить весь мир в своей верности Слову Божьему, а на деле — извратившему его до состояния буржуазной идеологии, которая и стала основой того, что мы называем западной цивилизацией. Свою неутолимую жажду потребления с ее чудесами науки и техники Запад уже навязал всему миру, увлекая его за собой в грозное апокалипсическое будущее.

    В заключение хочется опять вернуться к мысли о России и православии. И каким бы странным и неожиданным это ни показалось после такой резкой критики, нужно отдать должное нашему православию за его еще сохранившееся, хотя бы внешнее, благоговение перед Создателем, а также за неумолкающие его призывы к духовным подвигам во имя веры. Ох, как это много для нашего времени!

 

* * *

   Под знаменем любой из мировых религий можно встретиться с подлинным величием человеческой души, с ее всепобеждающей силой любви.

    Это живое свидетельство о наличии спасительной благодати, которая, подобно солнцу, не сокрыта от лица всего страждущего человечества. Бог спасает людей повсюду, глядя прежде всего на сердце человека, а не на принадлежность к определенной религии. Все возлюбившие Его пребывают под покровом любви Его. Поэтому постоянные претензии религиозных фанатиков на свою богоизбранность с полным отрицанием возможности спасения иноверцев есть явление отвратительное в своей безнравственности и исходит от жестокосердия, воспитанного тупым суеверием.

    Также весьма примечательно набирающее силу лукавое движение за объединение всех религий в одну — мировую. Прикрытое высоким глаголом, оно является лучшим способом их уничтожения и поэтому может рассматриваться не как миротворческое, но как агрессивное, по сути своей, направленное против любой религии. Единственное, что мы должны сделать,- это научиться мудрой веротерпимости, увидев в каждой из религий своеобразный и неповторимый цветок, произрастающий на своей почве в общечеловеческом саду нашей земной жизни. Пусть такие непохожие внешне и по-разному благоухающие, они все же, как цветы, близки между собой в едином и прекрасном устремлении к небу и свету, к любви и вечной жизни. Ради этого главного и божественного в них мы и должны мирно сосуществовать как дети одного Небесного Отца. Наш общий долг — качественно улучшать самих себя, и от этого будет улучшаться весь мир вокруг нас. Ведь дух каждой из мировых религий зовет нас именно к этому.